8 мар. 2013 г.

Давайте посмотрим на это по-новому!



    В современном мире выбирая одежду с  орнаментом или рисунком, мы чаще всего следуем своему вкусу, стилю или модной в этом сезоне теме. Но редко кто из нас задумывается, какое значение несет в себе изображение того или иного элемента. Но было ли так всегда?
   На что ориентировались наши прабабушки и прапрабабушки, если у них не было ни сайтов style.com, ни модных луков в социальных сетях, не журналов Vogue? Конечно можно сказать, что то была не просвещенная эпоха, когда люди просто не понимали, что надо носить в этом сезоне, и никто не мог им об этом  рассказать. Но если серьезно рассмотреть этот вопрос, то оказывается, что взгляд наших прародителей был намного глубже. Одежда не была для них модной, ежеминутной прихотью, костюм был для них целой вселенной, микрокосмосом, все в нем имело значение, ни один элемент не был случайным. 
   Наиболее, в этой связи, интересен русский женский костюм. По самой форме костюма и  его элементам сразу можно было понять социальный статус женщины, ее возраст, принадлежность к определенному месту и роду. Существенную роль в русском быту и в том числе в костюме играл орнамент. Он был очень сложным, самобытным, но универсальным языком, рассказывающем о мироздание, о процессах, происходящих вокруг, о самом человеке и его месте во вселенной. Еще одна не маловажная функция узорных композиций  - это обереговая. Существовала традиция делать одежду для определенного человека, учитывая его характер, его жизненный этап и наносить на одежду те элементы, которые бы защищали его от сглаза, болезней и помогали бы ему в жизненных трудностях. Особенно большую роль орнамент-оберег играл в женском костюме. Роль женщины была особой, она была продолжательницей рода и хранительница очага, поэтому ее старались защищать от воздействия внешней среды.  Узоры придавали нашим предкам силы, оберегали, были универсальным языком и конечно же украшали. 
    Переосмыслить тему русского орнамента я решила в своей мини коллекции. Изучая и рассматривая элементы и героев, придуманных славянами, я находила их не только красивыми и самобытными, но и забавными. Я подумала, почему так популярен например скандинавский олень или звезда, но мы совсем не используем наши мотивы, в которых так много жизни, юмора и света. 
   В коллекции я использовала два наиболее популярных элемента русского орнамент - это фигура женщины-богини и птиц. Какие же значения придавали этим мотивам:
    Мать-сыраземля, великая мать природы, берегиня, рожаница, Мокошь - центральный женский персонаж русского орнамента, изображающий божество, в котором воплощались представления о земле рождающей и о женщине, продолжающей род. Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами, почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево.  Она выступала как заступница женщин, исцелительница от болезней людей и скота.
   Птицы - другой самый распространенный мотив русской вышивки, предстающий то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. Обычно они находились в руках Богини или возле нее, те же птицы являлись постоянным атрибутом Мирового древа. Птицы симвоизировали тепло, свет, сулили урожай, богатство. Птицы - яркий образ любовной и свадебной лирики. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий